Дивеево

Село Дивеево  возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе. Преподобный Серафим Саровский говорил, что слово Дивеево люди будут произносить не от слова села Дивеева, а от дивных дел и чудес - от «дива дивного», которое произойдет. Вот одно из предсказаний Старца: «Знаешь ли, матушка, Ивана Великого колокол, ведь он к нам перейдет, и все удивятся. А как ударит-то он, в Сарове тысячный колокол перешибет!.. Вот, матушка, тогда всем диво-то будет. Села тут уже не будет, а город».  Во второй половине 18 века Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова. И в 1767 она начала строить в Дивеево каменный храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772 году). После освящения всех 3 приделов храма Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Незадолго до кончины матушки Александры посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Экскурсионные объекты

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Почитается  как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». Троицкий собор - главный объект интереса туристов и паломников, и поэтому даже во время обычной службы здесь много людей. В храме находится рака с мощами одного из наиболее почитаемых на Руси святых- Серафима Саровского ,  хранятся вещи, принадлежавщие батюшке: нательный крест, мантия, кожаные рукавицы, лапти, а также его любимая икона «Умиление».

Святая Канавка, расположенная за Преображенским собором, является особой дивеевской святыней. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и приказала создать Мельничную общину. Она указала, как нужно обнести это место валом и канавой. Выкапывать Канавку должны были исключительно сестры общины, а миряне могли носить землю для вала.
Обустраивать Канавку начали только весной 1829, когда общине было выделено 3 десятины земли. Батюшка Серафим велел сестрам обойти всю эти землю и отметить ее камушками, по которым затем, после схода снега, землю опахали. Когда земля высохла, преподобный велел обрыть ее канавкой глубиной и шириной чуть больше двух метров (три аршина). Работа была завершена лишь к Рождеству 1833 года.В первозданном виде Канавка до нас не дошла: ее пытались уничтожить и в 19-ом веке, и в советское время. Потому традиция, связанная с обходом Канавки, возобновилась лишь в 1992 году. А к 2006 году она была полностью восстановлена.

Источник преподобного Серафима в Цыгановке, который был открыт в 60-ых годах прошлого столетия на берегу реки Сатис. Источник образует целое озеро святой воды, в 2009-ом году здесь была выстроена часовня.

Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Полагают, что он существует от начала села Дивеево. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Источник матушки Александры. Современный источник возник под горою  сам; есть мнение, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там находился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники.

Вместе с Дивеево  возможно посетить:

  • Арзамас – один из интереснейших городов Нижегородской области, четвёртый по величине, имеет статус муниципального образования, количество жителей – 105 тысяч. Первые упоминания об Арзамасе как о мордовском городище относятся к 1366 году. Волго-окское правобережье, являющееся исконно мордовскими землями, после основания Нижнего Новгорода в 1221 году оказалось под властью московских великих князей. История Арзамаса как русского города начинается практически сразу после последнего похода царя Ивана Грозного на Казань в 1552 году.  В городе есть что посмотреть. Здесь есть музеи и памятные места, связанные с жизнью Аркадия Гайдара, героя гражданской войны и известного детского писателя. В Арзамасе жил Горький. Да и сам по себе Арзамас – город-музей: более 130 памятников истории, культуры и архитектуры взяты под государственную охрану. В городе также реализуется программа восстановления архитектурного облика, в котором активно участвует Нижегородская епархия. С 2003 года действует план возрождения храмов и церквей под названием «Арзамасские Купола». Он предусматривает реставрацию 13 церковных объектов, 11 храмов, часовен и православных гимназий. Ход реставрационных работ лично контролирует митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

  • Санаксарский монастырь – в живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность. От города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина).